ШРИ РАМА – ЯВЛЕНИЕ И ДЕТСТВО.
Мудрец Ришьяшринга, проведя необходимую ягью и получив мистическим способом горшочек со сладким рисом от Божества Жертвоприношения, передал его царю Дашаратхе.
Царь взял этот сладкий маха-прасад и разделил его между тремя своими жёнами: половину дал Каушалье, по одной четверти - Сумитре и Кайкейе. Так Господь Рамачандра вошёл в лоно Каушальи, Лакшмана и Шатругхна - Сумитры, а Бхарата – Кайкейи. Васудева пришёл как Рамачандра, а Санкаршана – как Лакшмана. Диск Сударшана пришёл как Бхарата, а раковина Панчаджанья - как Шатругхна.
Так Господь Рамачандра явился на Земле, проявляя удивительные божественные игры и привлекая Ими Своих преданных бхакт.
Мудрец Васиштха обучал Раму и Его братьев стрельбе из лука в своём Ашраме. Когда начался первый урок, Васиштха сказал Дашаратхе: «Я не хочу, чтобы ты был здесь, пока твой сын учится стрельбе». Дашаратха ответил: «Но такова традиция - царь сидит и смотрит, как его сын овладевает искусством стрельбы из лука».
«Но нет такой традиции рожать детей из сладкого риса» - возразил Васиштха. Тогда Дашаратха ушёл, и началось обучение Господа.
После того, как отец удалился, все братья: Рамачандра, Лакшмана, Бхарата и Шатругхна сидели, ожидая начала обучения. Васиштха встал со своего места и обошёл вокруг них, выражая Им своё почтенье.
Затем Гуру молодых воинов сказал, обращаясь к Рамачандре: «Ты всегда так поступашь, когда бы ни воплощался, Ты выбираешь достойного Риши, чтобы он был Твоим Гуру. Он учит тебя знанию, хотя Ты Сам являешься источником всего знания. Поэтому, пожалуйста, прости меня, если я совершу какое-то неосознанное оскорбление!»
Как-то раз, когда Рама и Лакшмана отдыхали, Они увидели проходившую мимо них девушку с кольцом в носу, которое было слишком большим. В Индии иногда носят настолько большие кольца в носу, что когда мать едет с ребёнком в автобусе, он может держаться за это кольцо рукой. У неё было точно такое большое кольцо, она шла и несла горшок воды.
Лакшмана увидел это и с удивлением воскликнул: «Посмотри на него! Оно такое огромное!»
Рамачандра ответил: «Да! Давай пошутим над ней, пока Васиштха не видит Нас?».
Они осмотрелись и увидели лежавшую рядом стрелу и подняли её. И, хотя Они ещё не научились стрелять из лука, Лакшмана сказал: «Я сейчас уменьшу кольцо!» и выпустил стрелу. Стрела, посредсвом мистической силы, слегка коснувшись кольца, вмиг сделала его маленьким. Оно сжало её нос, так что девушка могла дышать только одной ноздрёй. От неожиданности она выронила горшок и стала испуганно звать на помощь. Лакшмана сказал:
«О, это не годится. Васиштха услышит этот шум, и у Нас будут неприятности...»
Рамачандра ответил: «Не волнуйся», - и выпустив ещё одну стрелу, в тотчас же сделал украшение немного большим и девушка смогла дышать.
Она обернулась и испуганно Им сказала:
- Что это Вы со мной делаете?
- Мы решили немного уменьшить твоё кольцо, но оно стало слишком маленьким, так что Нам пришлось его снова немного увеличить, - ответил Лакшмана.
- Уменьшить? Увеличить? Что это за ерунда? Вы меня что, разыгрываете?
- Не веришь?
И Лакшмана выпустил ещё одну стрелу, которая сняла кольцо, не коснувшись её лица. Кольцо парило в воздухе, а девушка кричала: «Моё колечко! Отдайте колечко!»
Тогда Рама быстро выпустил ещё одну стрелу и быстро вставил кольцо на своё место...
Так иногда забавлялся юный Господь Рама.
Все эти игры так или иначе были связаны со стрельбой из лука.
Рамачандра подростал, и в один прекрасный день к воротам их дворца подошёл знаменитый Риши.
Это был Вишвамитра-муни. Он сказал привратнику: «Где этот Дашаратха? Скажи ему, что пришёл Каушика».
Вишвамитру называли Каушика, потому что он родился в династии Куша. Куша и Кушанабха были великими царями и о них говорится в Бхагаватам. Каушика прославился тем, что был очень вспыльчив и легко проявлял гнев. Если он гневался, он проклинал любого и использовал для этого всю свою мистическую силу. Однажды, когда он сидел в тихом месте под деревом в медитации, птица, сидящая на ветке, испражнилась прямо на него. Для птицы естественно испражняться, а для Риши – сидеть под деревом. Но помёт птицы на голове не был чем-то естественным, так что Вишвамитра был просто разъярён. Он кинул на птицу свой разгневанный взгляд и тут же испепелил её. На это наказание Вишвамитра истратил силу пятьдесятилетней аскезы... Птице предстояла долгая жизнь, а он укоротил её, и истратил на это значительную часть своей мистической силы. Затем он встал и сказал:
- Теперь я всегда буду помнить этот случай, поэтому лучше я перейду под другое дерево.
Затем он ещё тысячу лет совершал аскезы, увеличивая свою мистическую силу. Так он и жил.
Итак, Дашаратха, разговаривая в своём дворце с Васиштхой, обратился к нему:
- Каушика здесь. Что же мне делать? Я не знаю, что я сделал ни так, но он приходит только затем, чтобы проклинать людей или убивать демонов.
- Прежде всего, - ответил Васиштха, - привратник должен передать ему такие твои слова: «Всё моё царство принадлежит тебе. И мне нужно всего две минуты, чтобы спуститься вниз. Прошу тебя, не гневайся, я уже иду!»
Привратник вернулся к Вишвамитре и передал всё слово в слово, предложив расположиться на стоявшей рядом вьясасане.
- Не нужна мне вьясасана! Где царь? Приведите его сюда!
К этому моменту Дашаратха уже добежал до ворот и упал к его ногам, смиренно обращаясь:
- Чего же ты хочешь? Если нужно всё моё царство, то, пожалуйста, забери его!
- Что? Нет, меня не интересуют никакие царства. У меня у самого было царство когда-то…
В прошлом он был великим кшатрием, царевичем, но по плану Господа он стал йогом-аскетом.
- Мне не нужно твоё царство, - продолжил он, - я пришёл попросить тебя об одной услуге, пообещай мне, что дашь то, что я попрошу!
Дашаратха стал лихорадочно думать:
«Чего же он хочет? Может быть, мою голову? Я не возражаю дать ему то, что он пожелает, только пусть не просит у меня сына Раму».
Вишвамитра, заметив тень сомнения на его лице, спросил:
- О чём ты думаешь? Ты пытаешься что-то утаить от меня?!
- Нет, нет. Просто попроси, и я дам тебе всё, что хочешь.
- Я хочу Раму и Лакшману.
Дашаратха сразу же упал в обморок. Когда он пришёл в себя, Вишвамитра стоял над ним:
- Вот видишь, даже в обморок упал. Значит, не желаешь отдавать! Ты соврал мне, что отдашь всё что попрошу. Ты царь, а я аскет, и ты мне пообещал, а теперь отказываешься... Я не заберу Их навсегда. Они мне нужны совсем не надолго. Я сейчас провожу ягью, а кто-то испражняется и мочится в жертвенный огонь. Хочу лишь, чтобы твои дети пришли и играли рядом. Тогда я избавлюсь от надоедливых демонов.
- Что? Демоны?
Тут Дашаратха снова упал в обморок. Он разволновался ещё больше от одной мысли, что Раме с братом могут причинить вред какие-то демоны. Поэтому, очнувшись, он сразу же сказал:
- Я сам убью любых демонов, дети здесь не нужны!
- Ты думаешь, я сам не могу их одолеть? Я с легкостью могу их победить, но мне нужен Рамачандра и никто другой, - настаивал Вишвамитра. Что ты скажешь?
- Хорошо, - наконец сказал Дашаратха. – Но, пожалуйста, как следует позаботься о моих детях и научи их чему-нибудь великому, раз уж ты их берёшь к себе в Ашрам.
- Я знаю, чему научить Раму и Лакшману, не беспокойся. Мы уходим сейчас же.
- Но ты прошёл долгий путь, поэтому немного отдохни в моём дворце.
- Я не отдыхаю во дворцах. Где Рама и Лакшмана? Приведи же их!
Вишвамитра взял Раму и Лакшману и сразу ушёл.
Пока они шли, то пересекали множество рек и проходили через леса, Вишвамитра рассказывал Им разные истории, и Рама и Лакшмана были довольны, что не нужно учиться. Это было для Них чем-то вроде каникул. По пути Они купались в водоёмах, ели фрукты с деревьев и наслаждались беззаботной жизнью.
Вишвамитра был хорошим учителем, и он плавал и играл вместе с Ними, рассказывал увлекательные истории о демонах и мудрецах.
Вечером, на закате Вишвамитра сказал: «Теперь совершите свои вечерние ритуалы, а потом я открою Вам важные мантры и научу пению этих великих, могущественных мантр. Одна известна как Бала, т.е. сила, а другая - как Адибала, величайшая сила. Они могут пригодиться Вам, когда встретитесь с могущественными демонами.
Рама и Лакшмана сели и стали слушать мантры Бала и Адибала, а слушая их одновременно делали Вишвамитре массаж. Так учитель отдохнул, а братья постигли искусство исполнения мантр. На следующее утро они уже дошли до Ашрама Вишвамитры и сразу приступили к ягье. В это же время в небе появился тот самый демон по имени Марича, который досаждал Вишвамитре. Демон был знаменит своими мистическими способностями. Когда бы он ни появлялся, деревья с грохотом падали вокруг, реки взмывали в небо, а звезды падали вниз, птицы и звери, живущие в лесах начинали сходить с ума, а Риши падали замертво. Марича завтракал только плотью святых людей. На обед он ел что-то другое – кшатриев, например, но в брахма-мухурту демон нападал на мудрецов. Он был каннибалом, людоедом.
Марича прилетел туда не один, с ним был Душасана. Его характер соответствовал его имени. Душасана означает «всё самое плохое». Его так назвал отец, так что, видимо, он был из порядочной семьи. Марича и Душасана приближались, наводя вокруг ужас.
Рама и Лакшмана сидели рядом с Вишвамитрой, который был главным жрецом и подкладывал новые подношения в огонь. Он взглядом подал Раме знак, что демоны приближаются.
Рама посмотрел на брата и сказал: «Что будем делать, Лакшмана?»
Лакшмана ответил: «Да, сейчас что-нибудь придумаем, не беспокойся!»
Он взял несколько стрел и выпустил их в небо. Они взлетели вверх на несколько миль, а затем каждая из них разделилась на миллионы стрел, и вместе они образовали огромное колесо из стрел, которое стало быстро вращаться над жертвенным огнём.
Марича и Душасана увидели это колесо из моря стрел.
- А где огонь то? – спросил Душасана. – Я три часа назад сказал тебе, что мне нужно облегчиться, а ты уговорил меня потерпеть, пока мы не долетим сюда. Я столько ждал, а теперь не вижу обещанного огня. Ты что издеваешься надо мной?
- Нет, нет. – Ответил Марича. – Нам нужно лишь сейчас найти огонь Вишвамитры и всё будет замечательно.
- Но я не вижу огня, а только это чертово колесо!
- Похоже, это какая-то уловка вон тех брахманов. Я подлечу поближе, чтобы всё лучше рассмотреть.
Когда Марича подлетел ближе, его проткнула одна из стрел врающегося мистического колеса и отбросило на несколько миль назад. Пока демон кувыркаясь летел, Рамачандра взял травинку и бросил ей в Маричу. Она врезалась ему в спину и зашвырнула его за много сотен миль и он упал в океан. С тех пор Марича больше никогда не ступал на землю Индии, он открыл свой Ашрам где-то на Шри Ланке и даже не вернулся, чтобы увидеться со своей семьёй.
В тоже самое время, Душасана был убит. Всё это было сделано одной единственной травинкой, брошенной небрежно Рамачандрой.
Затем, когда ягья подошла к концу, Вишвамитра подошёл к Раме и Лакшману:
- Как Вы замечательно расправились с демонами! Я видел, как Маричу отбросило, и он упал в океан. У меня есть только один вопрос.
Братья улыбались и невозмутимо отвечали: «Какой?»
- Как же насчёт Балы и Адибалы, всех тех мантр, которым я Вас научил?
- Они же на крайний случай! Для этих демонов хватило и травинки.
Затем Вишвамитра произнёс знаменитый стих, в котором говорилось, что в руках могущественной личности даже травинка становится великой брахмастрой.
Рамачандра источник всей силы и могущества. Так зачем Ему Бала и Адибала? Рама и Лакшмана с лёгкостью убили этих зловредных демонов.
Так проходили детские годы Шри Рамы и Его братьев.
Читайте, слушайте и пересказывайте Рамайану, так можно очистить сердце от материального загрязнения и встать на путь чистого преданного служения Господу!
Материал подготовлен Вайшнавским Клубом по лекциям Е.М. Атмататтвы пр., прочитанным им в Майапуре в 1990-е годы.
Шри Рамачандра джай!
Шри Лакшмана джай!
Джай Шри Рама-катха!
Поддержка на сайте Фейсбук:
> http://facebook.com/groups/iskcon.bhakti/permalink/749582985154874/
Другие темы о Шри Рамачандре:
> http://vk.com/wall-57072396_721
> http://vk.com/wall-57072396_1158
За репост тем - наша особая благодарность!